• +7 (47341) 6-99-16
Шуберское, Подлесная ул, 22

Учитель-логопед рекомендует

Артикуляционная гимнастика для раннего возраста

Игры для развития речевого дыхания у детей

Упражнения для профилактики нарушений письменной речи  у дошкольников

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка?

Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил, что она опоздала со своим вопросом ровно на полгода. К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными, иначе можно многое упустить. Л.Н.Толстой подчеркивал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – пропасть».

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3-х лет жизни. Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в психическом развитии, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.

Задачи воспитания детей младенческого и раннего возраста (второго и третьего года жизни) базируются на четырёх линиях развития: социальном, познавательном, двигательном и речевом.

Ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать:

  1. 1.     Общаться ровно и спокойно

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его - проявляются слезы, малыш начинает капризничать. Резкие движения взрослых при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять их поручения, становится раздражительным. Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона.

  1. 2.     Стремиться к единству подхода в воспитании

Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним, этим обеспечивая безопасность, размеренность в его жизни, создавая и взращивая у него базовое доверие к миру, жизни, людям. Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др.

Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании. Если мама запрещает «нельзя трогать», а папа разрешает «бери, играй сыночек», то в этом случае ребёнку очень сложно сформировать четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» - «нельзя». При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному – важно только, кто при этом присутствует, отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.? 

  1. Ваше требование – закон для ребёнка

Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания – «надо». Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования и вырабатывают у него умение «подождать … и затем только что-то получить» Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» - при укладывании малыша в положенное для него время.

  1. 4.     Взрослый - образец для подражания

Обычно в 2-3 летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыш в игре изображает действия матери, отца, бабушки, доктора и т.д., когда они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги. Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? У кого он им научился?  Он увидел это у нас - значимых для него взрослых. Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

  1. 5.     Речевая установка 

Родители должны знать, что ребенку легче выполнить какие-то действия, если сначала ему сказать об этом, т.е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия. Например, «Мы сейчас пойдем гулять, но сначала надо одеться» - и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки». Такие фразы взрослых предупреждают успокаивают ребенка. 

Наиболее распространенные ошибки в воспитании:

1).частые, немотивированные запреты;

Почему вредны частые запреты?

а). Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т.п.

б).   Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогать», «не тяни» и т.п., т.е. разные слова с отрицательной частицей «не», которую «он пропускает мимо ушей». В силу особенностей слухового восприятия ребенком взрослой речи – малыш улавливает и слышиттолько прямую инструкцию к действию «делай», «трогай», «тяни» за выполнение которых его потом взрослые ругают и наказывают.

в).  В случае вседозволенности – у ребёнка отсутствуют правила и нормы общепринятого поведения и, наоборот, запрещая и постоянно его одергивая–приведёт к противоположному результату, поскольку «запретный плод всегда сладок». Следовательно, ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя». Запрещений в этом возрасте должно быть мало. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

2) «срыв установки»;

А что это такое? представим себе такую ситуацию: ребенок полностью захвачен игрой,девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки». В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач – ведь все это из-за невозможности так быстро переключиться на другое действие. Если такие приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых. Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, надо умело – сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

3)отсутствие стабильности в режиме дня.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка. Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т.д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности. Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т.д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна. Чтобы избежать этих явлений, советуем исключать частые и значительные перемены в условиях жизни ребенка.

 В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т.д.) старайтесь постепенно изменять  сложившиесяпривычки ребенка. Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания. Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то кошечке отдам». Такие слова могут сформировать в характере ребенка жадность и эгоистические черты – «всё только для меня». Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь», которые формируют чувство неуверенности в себе у ребенка. Необходимо сказать слова, создающие правильный образ для ребёнка: «какой ты умница», «я тебе помогу», «ты у меня самый добрый», «у тебя так хорошо получается, попробуй ещё разок».

Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся негативные стереотипы. 

 

«Хочешь узнать о родителях посмотри на их ребенка»гласит народная мудрость.

Повзрослев, ребенок естественно воспроизводит поведение и стиль жизни родителей и эти же установки, правила и методы применяет, воспитывая своих детей, поэтому, согласно

английской пословицы: "Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя".

 

Удачи, любви и благоденствия, уважаемые взрослые!